К содержанию

Интернет-аналитика

Методы измерения и оптимизации сетевых ресурсов

Для разработки товара, его позиционирования и грамотного продвижения на рынке очень важно знать портрет конечного потребителя. А от того, кем является ваш потребитель по возрасту, доходу, образованию, социальному статусу и т.д. всецело зависит стратегия интернет-продвижения.



Классификация потребителей по основным социально-демографическим характеристикам и специфика потребления товаров и услуг личного (семейного) пользования.

Пол. Немногие товары обладают четкой половой принадлежностью и предназначены только для мужчин или только для женщин. Такими товарами являются, например, платья, электробритвы, губная помада и т.п. Чаще всего товары вообще не имеют половой принадлежности (автомобили, мобильные телефоны, мебель) или подразделяются на мужские и женские модели (обувь, одежда, дезодоранты). Несмотря на это, пол конечного потребителя очень важен, т.к. мужчины и женщины по-разному реагируют на отдельные товары или их отдельные характеристики.

Возраст. Существует несколько подходов к возрастному делению. Рассмотрим четыре наиболее значимых и полезных подхода:

  • Статистический подход объединяет граждан в определенные возрастные группы: до 5 лет, 5-9 лет, 10-14, 15-19, 20-29, 30-39, 40-49, 50-59, 60-69, 70-74, 75-79, 80-84, 85 лет и старше. Такой подход применяется, например, при публикации результатов переписи населения, проходящей, как правило, один раз в десять лет.
  • Содержательный подход делит граждан на группы, возрастные границы которых определены нечетко и могут пересекаться: «младенцы», «дети», «школьники», «подростки», «студенты», «молодежь», «трудоспособные», «взрослые», «средних лет», «пожилые», «пенсионеры», «старики».
  • Классический подход определяется семилетними жизненными циклами, в которые происходят определенные достижения: «младенчество» (до 7 лет), «детство» (7-14 лет), «юность» (14-21), «молодость» (21-28), «расцвет» (28-35), «средний возраст» (35-42), «зрелость» (42-49), «опыт» (49-56), «старость» (56-63), «мудрость» (63-70 и более). К примеру, принято считать, что в период расцвета человек находится на пике физической и психической формы, а средний возраст является пиком интеллектуальным, в который делается карьера.
  • Когортный подход делит население на когорты, сформированные под влиянием политических, экономических и культурно-исторических событий. Для России наиболее ярко выраженными являются следующие когорты: 1914-26 гг. рождения – «дети войн и революций»; 1927-39 гг. рождения – «дети чугунных богов и оттепельной молодости»; 1940-53 гг. рождения – «дети военного времени и застойной молодости»; 1954-67 гг. рождения – «дети реформ»; 1968-78 гг. рождения – «дети застоя и кризисной молодости»; 1979-89 гг. рождения – «дети перестройки»; 1990-2001 гг. рождения – «дети кризиса».

Доход – одна из важнейших характеристик потребителя. По уровню дохода граждан можно условно разделить на три слоя:

  • Гражданами высшего слоя по уровню дохода являются владельцы предприятий с миллионными и миллиардными годовыми оборотами, топ-менеджеры, управляющие и т.д. с годовым доходом более 60 тыс. долларов на одну семью. Это потребители дорогих автомобилей, элитной недвижимости, антиквариата, драгоценностей, услуг телохранителей, помощников по хозяйству и т.п.
  • К среднему слою относятся предприниматели, руководители направлений, работники умственного труда, специалисты, работающие пенсионеры. Годовой семейный доход граждан, относящихся к среднему слою составляет 3-40 тыс. долларов на семью. Они являются потребителями недорогих иномарок или отечественных автомобилей, средней стоимости квартир и дачных участков, качественных продуктов питания и алкогольных напитков, относительно дорогой одежды, авиабилетов, туристических путевок, платных медицинских услуг, аппаратуры и бытовой техники и т.д.
  • Нижний слой – это неработающие пенсионеры, рабочие промышленности и сельского хозяйства, безработные, годовой доход на одну семью которых составляет от 300 долларов до 2500 долларов. Чаще всего вляются потребителями товаров первой необходимости, дешевых продуктов питания, лекарств, одежды, недорогих крепких алкогольных напитков, бесплатных медицинских услуг и услуг социального сервиса и т.п.

Образование – еще одна немаловажная характеристика с точки зрения маркетинга. С уровнем образования связано потребление целого ряда товаров и услуг: журналов, книг, компьютерной техники и программ и т.д. Образование влияет на отношение потребителей к упаковке и оформлению продукции, содержанию рекламных материалов и т.п. Различают два основных способа разделения по уровню образования: формально-социальный (по записи в документе об образовании) и количественный (по общему количеству лет, затраченных на получение образования).

Социальный статус: руководители, исполнители, независимые работники.

Профессиональная группа: неквалифицированные работники промышленности и сферы услуг; квалифицированные работники промышленности и сферы услуг; люди занятые сельским, лесным или рыбным хозяйством; специалисты (мастера); предприниматели (бизнесмены); инженерно-технические работники и служащие (ИТР); интеллектуалы (самостоятельно занятые люди умственного труда); государственные служащие (чиновники, военнослужащие); лица, занятые в домашнем хозяйстве (домохозяйки, студенты, пенсионеры, безработные и т.д.).

Быстрота реакции на товарную новинку. Исследователи выделяют пять групп по быстроте реакции на новую информацию или товар: новаторы, адепты, прогрессисты, скептики и консерваторы.

Интенсивность потребления – то есть частота и объем покупок.

Приверженность бренду или торговой марке у потребителей бывает различной: безоговорочной, узкой, широкой, есть так же ищущие потребители и потребители-странники.

Психологический тип личности: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик. Потребители разных личностных типов различаются по параметрам восприятия, обработки и передачи информации.

Стиль жизни, т.е. образ жизни человека в целом и то, как он использует основные ресурсы потребителя: время, деньги, информацию.

Метки: